Заказать звонок
+7 (495) 181-42-68 Круглосуточно 24/7
Москва, ул. Бабаевская, д. 6
Круглосуточно 24/7
+7 (495) 181-42-68 Круглосуточно 24/7

Постреабилитация — дело профессионалов

  • Анонимное лечение 24/7
  • Приедем за 40 мин (по Москве)
  • Наркологи со стажем от 10 лет
26.12.2023
Содержание статьи

Бывает так, что родственники пациентов сомневаются, так ли обязательна постреабилитационная программа. Их сомнения объясняются соображениями, что в семейном кругу их близкому будет комфортней и спокойней, там он будет в абсолютной безопасности, ему не будет угрожать никакой внешний стресс из-за чужих людей и т.д.

В этой статье мы поясним, в чем опасность наркомании, почему одной лишь помощи семьи для социальной адаптации зависимых крайне мало и в чем именно заключается польза грамотно составленной постреабилитационной программы.

Обратитесь к наркологу прямо сейчас!
Получите бесплатную консультацию!


Общение

Покидая центр, зависимый выходит в «большой мир» как в открытое море, где неизбежно сталкивается со стрессами и какими-то сложностями, ему приходится общаться с разными людьми и это общение также может расшатывать, быть источником тех или иных негативных переживаний.

В этот момент зависимый еще очень неустойчив и нуждается в постоянной поддержке извне, подкреплении своей мотивации к чистоте. Он должен в любой момент иметь возможность обратиться за психологической помощью к тем, кто способен ее грамотно оказать.

Родственники надеются, что смогут выполнять эту функцию сами, однако на деле же чаще всего так не получается 一 близких или нет дома тогда, когда нужна их помощь, или их поддержка не та, в которой нуждается зависимый. Поэтому «дом на полпути» 一это идеальный выбор.

Гиперопека

В постреабилитационной группе зависимый всегда найдет поддержку. Однако, несмотря на доброжелательность и оказываемую помощь, эти люди для него чужие. Дома же близкие, как правило, впадают в одну или другую крайность 一 они или окружают пациента чрезмерной заботой вплоть до взятия всех его проблем на себя, или не хотят признавать того, что ему трудно и ожидают, что он сразу же станет таким, каким был раньше.

Первое может проявляться в том, что зависимого чуть ли не удерживают дома, уговаривая не спешить искать работу и вообще заниматься какими-то делами, прилагать какие-то усилия. «Тебе нельзя перенапрягаться», «Лучше отдохни, тебе надо прийти в себя после лечения».

Второе не лучше первого. Если зависимый еще не нашел работу, если у него подавленное настроение, он не так весел и жив, как раньше, не так общителен и оптимистичен, родственники тоже могут начать его ругать, давить осознанно или неосознанно, выражая свое недовольство тем, что их ожидания не совпадают с реальностью. Все это создает ненужный дополнительный стресс для человека, которому сейчас действительно и без того нелегко.

Оба эти варианта не только бесполезны в плане ресоциализации, но и опасны как серьезные провокаторы рецидива наркомании. И даже разумное понимание этой истины далеко не всегда помогает ее не нарушать. Теория и практика так часто расходятся с делом, и эти случаи 一 не исключение.

Как бы родственники ни любили своего близкого, как бы ни старались сделать все хорошо и как можно лучше, в такой сложной ситуации ошибок трудно избежать. Поэтому лучшим выходом будет «дом на полпути». Он поможет вовремя прорабатывать сложные конфликтные вопросы 一 как зависимому, так и его близким 一 и избегать ненужных рисков возобновления зависимости.

Дефицит информации

Лучше всего понять зависимого сможет лишь другой зависимый. Максимально приблизиться к такому пониманию сможет лишь психолог или консультант центра. Родственники же при всем своем желании не смогут полноценно дать зависимому необходимую поддержку и понимание, они просто не владеют нужным опытом как общаться с наркоманом, они через него не проходили и не получали специальных знаний. Поэтому естественно, что они не знают, как правильно реагировать на те или иные поступки, эмоции зависимого, чтобы помочь ему адекватно справиться со сложностями адаптации.

Душевное равновесие

Больше всего люди не хотят расстраивать, разочаровывать своих близких. Зависимые находятся в постоянном проживании чувства вины, и не оправдать ожиданий своей семьи им тем более страшно. Если им тяжело, процесс адаптации идет медленнее и сложнее, чем того хотелось бы, пациент начинает испытывать внутреннее напряжение, пытается скрыть свои реальные эмоции и состояние, все это отнимает у него силы и создает дополнительный стресс.

В центре лечения и реабилитации наркозависимых зависимый находится среди людей, испытывающих те же чувства, страхи, трудности, перед ними не нужно притворяться, с ними можно спокойно поделиться своими мыслями, переживаниями и получить взаимность и поддержку.

Круглосуточная наркологическая помощь
за 20 минут в любой район Москвы
+7 (495) 181-42-68
Обратиться за помощью

Успехи

Хорошая самооценка, чувство «я могу» 一 очень важная часть мотивации и основа успешного выздоровления. Зависимому нужно самостоятельно, в стороне от семейного круга, пройти свой путь излечения и таким образом доказать самому себе, что он достиг своей цели, что он состоятелен и не беспомощен.

Возвращаясь домой, он уже имеет за своей спиной какие-то достижения, помимо жизни в чистоте (которая должна считаться не подвигом, а нормой). Это даст ему ощущение внутреннего стержня и на будущее.

Пройдя постреабилитационную программу, пациент закрепляет в своем сознании мысль, что сделав ошибку, он может ее исправить и компенсировать своими силами, что он сам чего-то стоит и может добиваться своих целей. Он возвращается домой с чувством собственного достоинства и ощущением внутренней состоятельности, имея профессию и будучи готовым уверенно вернуться в социальную среду.

Семья тоже нуждается в помощи

Зависимость 一 болезнь не только наркомана, но и всей его семьи. Поэтому в процесс терапии, реабилитации должны включаться и близкие пациента. Выходя из центра и возвращаясь домой, зависимый неизбежно столкнется с множеством психологических, коммуникативных, социальных сложностей и семья в этом сыграет далеко не последнюю, если не первую, роль.

Работа с близкими зависимого как раз направлена на то, что свести к минимуму вероятность этих сложностей, на исправление паттернов, причин и проявлений их созависимости, которая поддерживает болезнь родственника.

Постреабилитационный период 一 не исключение. И в это время родственникам наркомана очень желательно посещать время от времени группы самопомощи, консультации в центре, чтобы задавать волнующие вопросы и вовремя получать на них правильные ответы. Это поможет зависимым удержаться в ремиссии, а их родственникам 一 сохранить душевный комфорт и семейную гармонию.

История из практики

Как ни прискорбно, но зачастую именно семейные конфликты становятся пусковым фактором к срыву зависимого.

Наш пациент Павел, 30 лет. Атмосфера родительского дома всегда была тягостной отец-алкоголик, гиперопекающая авторитарная мать. Павел женат, имеет ребенка 4,5 лет.

На реабилитацию поступал дважды. Первый раз был довольно успешным, мотивация высокой. Жена и мать ходили на собрания групп самопомощи, однако занимали там скорее пассивную позицию, лишь обещая выполнять и соблюдать все рекомендации специалистов.

Выйдя в первый раз из центра, Павел хорошо держался, твердо соблюдал «чистоту» и предписания центра. А вот со стороны семьи начался процесс неосознанного противодействия. Мать подарила сыну айфон, несмотря на рекомендации не делать ему дорогих подарков. На свой юбилей она пригласила его быть тамадой за столом с большим количеством гостей. Впоследствии она оправдывала это своим желанием присмотреть за сыном и проследить, чтобы он не пил.

Хуже всего то, что она скрывала это от психологов центра и сама просила сына не рассказывать им ничего. Если же какая-то информация до них все же доходила, она «прессовала» Павла, обвиняла его в том, что он на нее жалуется и посвящает посторонних людей в дела семьи.

Психологи все же заметили, что с пациентом что-то происходит, в его состоянии отмечается регресс. На попытки что-то выяснить получали отрицание, агрессию, которые возникали под влиянием матери. И, как бы это ни казалось нелогично, мать этот деструктивный процесс активно поддерживала.

Вслед за этим появились и проблемы с женой. Она начала буквально требовать от мужа прекратить ходить на собрания, говорила, что это мешает ему найти работу, ревновала к членам группы и консультантам, симулировала болезнь, когда ему нужно было идти на собрание.

После завершения амбулаторной программы Павел устроился на работу. На семейном совете было решено, что все заработанные деньги он оставляет себе. Как правило, на первых этапах постреабилитации контроль над финансами передается другому члену семьи, чтобы исключить возможные риски и «искушения» зависимого. Супруга и мать Павла, конечно же, об этом знали, однако почему-то «забыли», что он наркоман с 11-летним стажем.

Неудивительно, что спустя месяц пациент снова начал употреблять наркотики. В течение следующих восьми месяцев Павел прошел через четыре детоксикации и одну передозировку, которая чуть не закончилась летальным исходом. Увидев, что положение крайне серьезно, семья снова отправила его на реабилитацию.

Со всеми членами семьи была проведена серьезная работа. К тому моменту отец пациента умер, мать после работы с психологами нашла нового мужчину и, устроив свою личную жизнь, стала меньше влиять и давить на сына. С супругой отношения у Павла тоже наладились, на условиях строгого соблюдения озвученного им принципа «Или ты принимаешь то, что я прохожу реабилитацию, или мы разводимся».

На сегодняшний день Павел уже второй год находится в устойчивой ремиссии и это хорошо. Однако мы понимаем, что если бы тогда его семья вела себя правильно, он удержался бы и в первый раз.

Требуется помощь Вам или близкому человеку? Оставьте свои контактные данные и мы Вам перезвоним
Меню
Позвонить Консультация WhatsApp
Наверх