В этой статье мы рассмотрим проблему мотивации зависимого человека к лечению и выздоровлению. Опыт нашей и в целом мировой многолетней практики показал, что зависимость не возникает на ровном месте. От зависимых пациентов и членов их семей часто можно услышать 一 «в нашей семье не принято говорить о переживаниях», «мои переживания не были значимы в семье», «у меня был очень жесткий отец, он меня сильно контролировал и не разрешал проявлять чувства», «мне не давали выбора, за меня принимали решения» или наоборот «у родителей не было времени мной заняться», или «папа пил», «у мамы была депрессия» и т.д..
То есть, зависимость возникает в некой деструктивной обстановке, в семье, где у родителей высокий уровень тревоги, и это ни плохо, ни хорошо 一 так сложилось, у этих людей что-то происходило в жизни, когда тревога стала достаточно высокой и из-за этого возникало разное поведение 一 гиперконтроль, тоталитарный режим, когда люди пытаются своими указаниями, поведением сделать так, чтобы дети стали послушными.
Можно уверенно сказать, что зависимость 一 это болезнь замороженных чувств. Люди принимают психоактивные вещества, чтобы чего-то не испытывать, что-то не чувствовать, это механизм ухода от чувств, потому что когда-то эти чувства не осознавались или не контейнировались, или в семье не было принято говорить о своих чувствах и поэтому возник такой паттерн поведения 一 копить их и затем снимать с помощью психоактивных веществ.
Изначально в такой семье есть некие нездоровые правила, и взрослые люди, у которых возникает аддиктивное поведение, пытаются эту лодку не раскачивать. То есть, семья закрыта, в ней что-то происходит, есть чувства вины, стыда за происходящее 一 к примеру, за сына, который уходит в употребление. Есть поведение спасательства, когда последствия употребления нивелируются, близкие зависимого каким-то образом стараются снизить последствия его употребления, и, по большому счету, часто семья становится костылем для человека, который страдает зависимым поведением, так как все риски остальные члены семьи берут на себя.
С чего же начинается выздоровление? С того, что зависимый человек, у которого болезнь нарастает в виде последствий от употребления, из «розового» периода употребления постепенно уходит в осознавание, что из-за своего употребления он теряет друзей, учебу, работу, семью. У человека возникает чувство вины, он понимает, что эти последствия уже достаточно серьезны, и если у него возрастает критичность к ситуации, он начинает «созревать» к тому, чтобы получить помощь. Это самый благополучный вариант.
Далее зреют остальные члены семьи, так как становится все сложнее и сложнее нивелировать последствия от употребления, скрывать их, жить с зависимым человеком, от этого его близкие постепенно начинают раздражаться, злиться, уставать, уходить в отчаяние.
Наши услуги
С чего начинается выздоровление системы, в которой живет зависимый человек? С того, что все принимают (зависимый человек зачастую принимает это самым последним), что в семье есть проблема. Открыто начинают хотя бы между собой говорить об этом 一 что у нашей дочери, мужа, жены, сестры есть проблема, и что всем становится в этом жить некомфортно.
Как только семья признала честно, что есть проблема, далее формируется поведение, которое семья вырабатывает, чтобы эту болезнь «выжить» из семейной системы. Конечно, в самом благополучном варианте надо обратиться к специалистам, и они дадут рекомендации, каким образом убрать эту болезнь из семейной системы.
Зачастую зависимые люди зависят от остальных членов семьи эмоционально, материально и каким-то образом пользуются благами всей семейной системы. Поэтому в данном случае важно поставить какие-то рамки и границы, сказать: «Мы тебе не будем давать деньги, не будем тебя поддерживать, пока ты не обратишься за помощью».
При этом очень важно разделять заболевание и человека. Человека вы можете любить, вы его уважаете, вспоминаете, каким он был хорошим, но есть симптомы заболевания, и очень важно разделять эти симптомы и человека. Нужно сказать: «Я тебя очень люблю и ценю, но, так как ты употребляешь и твое поведение в употреблении становится невыносимым, ты будешь принимать помощь».
Очень важно создать некое напряжение, в котором зависимый человек должен обратиться за помощью. Иногда бывает, что достаточно просто сказать: «Сын, я тебя очень люблю и я вижу, что ты катишься, мне невыносимо это видеть». В этой ситуации очень важно опираться на собственные чувства. Нужно сказать: «Мне тяжело жить с тем, что я вижу, что ты умираешь, и поэтому давай попробуем обратиться за помощью. Это не плохая привычка, это болезнь».
Очень важно говорить о том, что это заболевание, так как зависимый человек часто испытывает стыд и вину, что он какой-то не такой. Он может думать, что он сейчас на силе воли что-то сделает и попробует как-то сам справиться. Но опыт показывает, что, к сожалению, люди не справляются.
Когда говорится, что это болезнь, тогда стыд и вина уменьшаются и есть какой-то больший шанс обратиться за помощью. Это самый благоприятный, легкий вариант, когда можно уговорить зависимого.
Но есть сложные пациенты, особенно люди, употребляющие химические наркотики. В таких случаях нет критики к заболеванию, и тогда действительно нужно внутри семьи принимать общее решение, что «мы будем лечить и наш родственник попадет в психиатрическую больницу, не дай бог в каком-то остром психозе он причинит вред себе или другим людям». В последнем случае, конечно, нужно обращаться за неотложной психиатрической помощью, когда человеку совсем плохо, или к психиатру наркологу в Москве.
В нашей частной наркологической клинике есть специалисты, которые умеют мотивировать и делают это очень грамотно, бережно 一 и для самих пациентов, и для их родственников, и мы можем оказать квалифицированную помощь даже в остроте заболевания. Если вы понимаете, что собственными силами уже невозможно справиться, самый большой и важный шаг 一 это обратиться за помощью к специалистам.
Чтобы узнать как проходит лечение наркомании гипнозом, позвоните по номеру телефона указанному на сайте.