Российские водители вернули право на неидеальное здоровье. Конституционный суд запретил наказывать за управление машиной под воздействием лекарств – если, конечно, они не психотропные и не наркотические. Этот пробел в законодательстве стоил немало денег и нервов некоторым автовладельцам, которых штрафовали даже после приема банального валокордина.
С другой стороны, вопрос о маркировке действительно опасных препаратов так и остался нерешенным. Журналисты РЕН ТВ взглянули на ситуацию со всех сторон.
Алкоголь и вождение автомобиля несовместимы – это знает каждый. То же касается наркотиков. А вот с лекарствами и их действием за рулем все неоднозначно. Нет четкого определения, что такое лекарственное опьянение, а главное, какое наказание грозит тем, кто управляет машиной после приема таблеток. Конституционный суд указал на пробел в законодательстве:
«Суды нередко склонны считать необходимым применение к водителю, употребившему лекарственные препараты, способные ухудшить его реакцию и внимание, административных санкций, причем, как правило, без выяснения конкретных обстоятельств их употребления (целей, доз, наступивших последствий)».
Проще говоря, если водитель принял лекарства, которые ухудшают реакцию – это еще не состав преступления. Хотя само по себе вождение в таком состоянии правилами запрещено. И такие нестыковки почти всегда трактуются не в пользу автомобилистов.
«Все автолюбители всей страны находятся под постоянной угрозой лишения прав, потому что в силу возраста или в силу каких-то заболеваний мы когда-то и как-то принимаем лекарства, не очень разбираясь в них и руководствуясь только поверхностным перечнем этих лекарств, но не разбираясь, из чего состоит это лекарство», – пояснил Ян Хайцер, вице-президент Национального автомобильного союза.
Четкий список наркотиков и психотропных веществ, которые находятся под строгим контролем – их легально, без рецепта врача получить невозможно, – давно утвержден правительством. Он периодически дополняется. Но различные наркотические вещества находятся в безобидных на первый взгляд препаратах, которые хотя бы раз принимал каждый. Простой пример – алколоид кодеин.
Точно попадет в организм вместе с популярными обезболивающими вроде «Нурофена» или «Солпадеина». Кодеин и фенобарбитал содержатся в «Тетралгине» и «Пенталгине-Н». Они угнетают центральную нервную систему, а значит, замедляют реакцию водителя.
«Неважно, это настойки, где содержится спирт, это транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты. Это могут быть и капельки вроде валокордина, в которых содержится фенобарбитал, и противоаллергические препараты, всем нам известные – «Супрастин», «Демидрол», – у них выраженное седативное действие», – пояснил нарколог Василий Шуров.
А еще есть противопростудные лекарства и порошки. В «Колдрексе» и «Терафлю» содержится фенилэфрин, в «Фервексе» – фенирамин. Столичная Госавтоинспекция еще летом предлагала Минздраву составить реестр препаратов, запрещающий садиться за руль, и помечать их специальной, максимально заметной для потребителя маркировкой. Но врачи подчеркивают – мало определить, что можно принимать за рулем, а что нет. Очень важна дозировка. Сейчас, согласно приказу Минздрава, достаточно любой концентрации в биоматериалах водителя, чтобы вынести медицинское заключение о состоянии опьянения.
«Естественно, в минимальных терапевтических дозировках они абсолютно безвредны и не влияют, но при увеличении могут быть разные совершенно эффекты, и только один из множества их проявлений может быть влияние на реакцию водителя, и то не у каждого водителя», – рассказал Руслан Исаев, врач-психиатр, нарколог центра реабилитации наркомании, президент Независимой наркотической гильдии.
По решению Конституционного суда, законодатель, то есть Госдума и Совет Федерации, должен немедленно устранить законодательный пробел. Что именно решат запретить сенаторы, пока неясно. Но до принятия таких поправок, управление транспортным средством под воздействием лекарств, не может быть основанием для привлечения к ответственности.